Ф.Гюлен: «Мы, мусульмане, должны критически пересмотреть наше понимание ислама»

Нaшa принaдлeжнoсть к чeлoвeчeству идeт прeждe этничeскoй, нaциoнaльнoй или рeлигиoзнoй идeнтичнoсти, пoэтoму кaк рaз кoллeктивнoe чeлoвeчeствo пoлучaeт oснoвнoй врeд oт тaкиx вaрвaрскиx aктoв. Истoрия пoкaзывaeт, чтo слeдoм зa пoдoбными трaгeдиями вoзникaeт чрeзмeрнaя реакция. Мы можем бороться с насилием и терроризмом и взращивающими их тоталитарными идеологиями, подавая добродетельный пример в качестве добропорядочных граждан, отвергая и маргинализируя радикальные интерпретации религиозных источников, бдительно не давая им возможности завладеть умами молодых людей, а также начиная прививать демократические ценности со школы. Это не означает отход от накопленного богатства исламской традиции, а скорее интеллектуальное исследование на предмет подтверждения настоящего учения Корана и традиции Пророка, к чему так стремились наши праведные предшественники. Было отмечено, что ранее он был близок к Эрдогану, но после коррупционных скандалов стал его главным оппонентом. Мусульмане должны безо всяких оговорок и условий отвергнуть тоталитарную идеологию, которую пытаются распространять террористы; мы также должны поощрять в противовес этому плюралистическое мышление, которое считает многообразие богатством. Недостаточно просто проклять террор

Недавняя трагедия, произошедшая в Париже, в очередной раз напомнила, как мусульманским богословам, так и простым мусульманам о том, что нужно безусловным образом отвергать и проклинать подобные кровожадные нападения, которые совершаются во имя нашей религии. Редакция представила его как лидера общественного движения “Хизмет”, который придает большое значение знанию, поддерживает демократию и межрелигиозный диалог. Если мы желаем защитить права и гражданские свободы мусульман по всему миру, а также внести свой вклад в то, чтобы люди всех вероисповеданий жили в мире и спокойствии, мы должны участвовать в искоренении терроризма во всех его политических, экономических, социальных и религиозных аспектах. Критерий настоящей веры — это приверженность принципу сохранения человеческой жизни

Мне сложно выразить словами ту горечь, которая меня охватывает перед кошмарной жестокостью, практикуемой так называемым ИГИЛ и схожими террористическими группами. Возможно и совершенно необходимо возродить приверженность к свободе мысли, которая однажды привела исламский мир к возрождению, оставаясь, при этом, верными духу религии. В борьбе с террором мусульмане должны стать частью решения проблемы

Наша обязанность, как мусульман, быть частью решения проблемы, несмотря на наши обиды. Наличие определенных базовых убеждений отличается от догматизма. Несмотря на неблагоприятные условия, мусульмане должны более плотно взаимодействовать с государственными органами тех стран, гражданами которых они являются, и должны вносить свой вклад в разработку политических мер, способствующих интеграции мусульман в принимающее их общество. Мы должны продвигать про-активное, позитивное взаимодействие с государственными структурами тех стран, чьими гражданами мы являемся, чтобы мусульмане за одним столом обсуждали планы по борьбе с террором и предлагали свои решения. Необходимо усилиями всего общества разрабатывать проекты, нейтрализующие все факторы, способствующие вербовке террористами новых сторонников. Однако, в этой связи, только проклятий и отстранения недостаточно. Критерий настоящей веры — это не слоганы или внешний вид, а приверженность к фундаментальным принципам, являющимся основой для всех мировых религий, — предельного уважения к человеческой жизни и человеческому достоинству. Граждане Франции, которые погибли в Париже, ливанцы из мусульман-шиитов, которых убили днем ранее в Бейруте, мусульмане-сунниты, которые умирают от тех же террористов в Ираке — они все, прежде всего, люди. Я разделяю глубокую горечь полутора миллиардов мусульман при виде попыток этих групп одеть свои теракты в одежды религии. Будучи мусульманами, мы должны, пользуясь случаем, критически оценить наше понимание ислама и религиозную практику в свете потребностей и условий нашей эпохи. Не знаю, выдвигали ли авторы этого тезисы его в качестве желаемого видения будущего. Невозможно, чтобы цивилизация развивалась, пока люди не смогут проявлять эмпатию к боли каждого человека, независимо от его религиозной или этнической идентичности, и пока не будут стараться снять эту боль с той же решимостью. Кто-то может претендовать на формальную идентичность при помощи ряда слов и символов. Не столкновение цивилизаций, а столкновение человечества и варварства

С великим прискорбием наблюдаю, как после недавних событий отдельными людьми вновь на повестку дня выносится тезис о столкновении цивилизаций. Государственные органы, религиозные лидеры и организации гражданского общества в мусульманских обществах должны совместно противодействовать деятельности по вовлечению молодежи в ряды террористов. Совершенно точно, что сейчас возрождение подобной риторики помогает террористическим сетям вербовать новых членов. М.Фетхуллах Гюлен, Le Monde Не создали ли наши скрытые склонности к деспотии, физическое насилие в обществе, пренебрежение молодежью и недостатки в образовании среду для того, чтобы группы с тоталитарным сознанием могли вербовать себе сторонников? Только в подобной атмосфере мусульмане могут эффективно бороться с грубостью и насильственным экстремизмом. Наша обязанность, как мусульман, с одной стороны, работать плечом к плечу с каждым для спасения человечества от этого ужаса терроризма, а с другой стороны, постараться очистить светлый лик нашей религии от этого дёгтя. Но измерить действительность и искренность этой самопровозглашенной идентичности можно исключительно через приверженность ее базовым ценностям. Антимусульманские и антирелигиозные высказывания, отношение ко всем согражданам-мусульманам как к потенциальной угрозе безопасности – все это приносит больше вреда, чем пользы. Важным для обеспечения здравомыслия последующих поколений является введение в школьную программу, начиная с младших классов, тем, связанных с демократическими ценностями. Известная французская газета Le Monde опубликовала статью исламского богослова Фетхуллаха Гюлена, в которой он поднял тему борьбы с терроризмом. Мусульмане должны отказаться от теорий заговора и заняться самокритикой

Мы, как мусульмане, должны отказаться от теорий заговора, которые мешают нам встретиться лицом к лицу с нашими проблемами, и заняться самокритикой. Мусульмане, живущие в Европе, хотят жить в мире и спокойствии. Мусульманские богословы, мыслители и интеллектуалы должны продвигать холический подход к религии, а также должны суметь заново проанализировать те юридические нормы, которые были выработаны во времена Средневековья, когда политическая идентичность преимущественно соответствовала религиозной и шли непрерывные вооруженные конфликты. Мы должны обучить нашу молодежь выражать свои мысли и чаяния демократическим образом. Не создали ли мы почву для того, чтобы люди, оставшиеся в пустоте, отчаялись и начали искать альтернативу вследствие нашей неспособности обеспечить основные права и свободы человека, верховенство права и плюралистическое мышление? Нам необходимо работать вместе с социумом для создания инфраструктуры, которая, посредством раннего обнаружения группы риска, удерживала бы молодежь от поиска опасных приключений, а также содействовала бы семьям посредством консультативной и иной помощи. Необходимо маргинализировать радикальные интерпретации религии

Необходимо маргинализировать те вырванные из контекста прочтения наших религиозных источников, которые эксплуатируются для служения извращенным идеологиям. Я бы хотел четко и ясно выразить следующую мысль: мы являемся свидетелями не столкновения цивилизаций, а, скорее, столкновения человеческой цивилизации и варварства.

Комментарии запрещены.

Счетчик