РБК: российские власти пытаются избежать нового транспортного коллапса с пригородными электричками

Вoзмoжный выxoд: пeрeдaчa имущeствa
Oн пoяснил, чтo в прoшлoм гoду рeгиoны зaплaтили гoсмoнoпoлии лишь 8,7 млрд рублeй вмeстo пoлoжeнныx 15 млрд. В янвaрe 2015 гoдa в 37 рeгиoнax РФ пoд сoкрaщeниe пoпaли бoлee 300 элeктричeк из примерно пяти тысяч маршрутов. Занимавший пост главы РЖД на тот момент Владимир Якунин возложил вину за отмену электричек в регионах на местные власти.
Тогда Путин, устроив «публичную порку» кабмину, заявил: «Вы что, с ума сошли, что ли?» Глава государства потребовал от вице-премьера Аркадия Дворковича «немедленно восстановить» железнодорожное сообщение. Поезда вернулись на свои маршруты только после вмешательства президента России Владимира Путина.
Суть проблемы

Договорная кампания на 2016 год идет куда быстрее прошлогодней. Пригородные компании уже заключили договоры с Томской, Мурманской и Сахалинской областями, Республикой Карелия, Алтайским краем, Москвой и Московской областью, говорится в ответе пресс-службы РЖД на запрос РБК. До конца года «дочки» РЖД заключат договор со всеми регионами, утверждают в компании.
Доля регионов в финансировании электричек при этом сократилась. Договорная кампания, подразумевающая подписание документов между региональными властями и компанией РЖД, на этот раз идет куда быстрее. Чтобы не допустить в 2016 году очередного коллапса пригородного движения, российские власти готовы оплатить большую часть компенсаций пригородным компаниям из федерального бюджета. До конца года «дочки» РЖД заключат договор со всеми регионами, пишет РБК.
Деньги направляются прямо пригородным компаниям на компенсацию их затрат. По оценкам РЖД, федеральный бюджет должен был заплатить всего 25 млрд рублей, а региональные — 8 млрд рублей. При этом, по его словам, финансирование от региональных бюджетов было на уровне 6 млрд рублей. Объем поддержки пригородного сообщения из федерального бюджета в 2015 году был беспрецедентный — 45 млрд рублей, сказал министр.
Из уже утвержденного бюджета на эти цели будет выделено около 37 млрд рублей, сообщил он. Журналисты напоминают, что на прошлой неделе министр транспорта Максим Соколов заявил, что в 2016 году правительство поддержит пригородное сообщение на уровне 2015 года.
В разработанном Минфином и принятом в конце июня правительством проекте «Основных направлений бюджетной политики на 2016 год и плановый период 2017-2018 годов» говорится о том, что решение проблемы с финансированием — в реформе пригородного транспорта, которая тянется с 2003 года.
Он называет переговоры с РЖД «плодотворными». В Забайкальском крае также ожидается подписание документа, но власти региона рассчитывают на дополнительную помощь федерального бюджета — сам субъект РФ не сможет найти 400 млн рублей для компенсации пригородного сообщения, говорит губернатор Константин Ильковский.
Но позже Белгородская, Пензенская, Смоленская и Ульяновская области все же отказались от части пригородных маршрутов. Правда, в некоторых регионах билеты подорожали.
Откуда возьмутся эти средства в следующем году, неизвестно. Для ее ликвидации правительство согласилось снизить ставку коэффициента платы за пользование железнодорожной инфраструктурой, которую пригородные компании платят РЖД, с 0,25 до 0,01. Это позволило, по оценке монополии, высвободить около 6 млрд руб. Еще одной мерой стало снижение НДС на пригородные перевозки до 10% до конца 2016 года, что дало еще около 8 млрд рублей. Но 8,8 млрд рублей все равно не хватило — Минфин был вынужден выделить их из антикризисного фонда правительства. Тогда вопрос с «дырой» в финансировании остался открытым.
В 2016 году область рассчитывает на ту же сумму, она заложена в проект бюджета, рассказывает псковский чиновник. Начальник отдела транспорта комитета по транспорту Псковской области Вячеслав Клюхин заверил журналистов, что договор с пригородной компанией у них в регионе будет, скорее всего, подписан в ближайшее время. По его словам, за счет снижения частоты движения поездов в области в 2015 году местному правительству удалось втрое снизить компенсацию из бюджета — со 150 до 50 млн руб.
В 2011 году он предложил продлить реформу железнодорожного транспорта до 2015 года, но подчеркнул, что она идет по плану. В 2000 году Путин запустил реформу железных дорог, создав компанию «РЖД», которая должна была покончить с «непрозрачностью и неэффективностью» на транспорте. В 2008 году, будучи премьером, он утвердил Транспортную стратегию России до 2030 года. Итогом таких действий и стало решение об отмене электричек, писал Forbes.
Суть новых изменений — в укрупнении пригородных пассажирских компаний, что должно привести к передаче «дочкам» РЖД подвижного состава и депо в собственность и к сокращению издержек. Процесс передачи имущества идет в некоторых регионах, в частности Омской и Новосибирской областях, утверждает представитель РЖД.
По словам экспертов, проблема этой реформы в том, что региональные власти — миноритарные акционеры большинства пригородных компаний. Следовательно, если РЖД внесет в уставные капиталы «дочек» электрички и депо, то регионам также нужно внести деньги, чтобы не размыть свою долю.
При этом в некоторых регионах стоит серьезная дилемма: или отказаться от части электричек, или снова набрать долгов. Летом этого года в компании РЖД журналистам рассказали, что договариваются с региональными властями о финансировании электричек на будущий год.
В июле после того как регионы РФ снова оказались под угрозой остаться без пригородного железнодорожного сообщения, президент России Владимир Путин подписал закон, направленный на формирование эффективной модели функционирования электричек.

Комментарии запрещены.

Счетчик